Непрерывность бизнеса

Что такое непрерывность бизнеса?

В условиях современного мира каждое предприятие находится в центре внешних угроз. Обычно мы не знаем и даже не догадываемся об их существовании.  Однако это не значит, что их нет, или что они нереальны. Взрыв  бензоколонки в ражиусе трех километров, массовые беспорядки в районе, пожар, отравление сотрудников в корпоративной столовой, подмыв здания грунтовыми водами - все это совершенно реальные угрозы. Однако при всем многочисленном списке опасностей, эффект от их наступления сводится к отсутствию ключевых ресурсов - помещений, внешних поставщиков, сотрудников, электричества, телекоммуникаций и т.д.

Крупные инциденты вызывают простой в работе - и от этого не застрахован никто. Часто такой простой просто сводится к финансовым потерям - вы заплатите штраф за невыполнение обязательств, безвозвратно потеряете часть клиентов, потратите деньги на восстановление утраченных активов - но вы не потеряете ваш бизнес. И в этом случае вам не нужно активировать планы непрерывности бизнеса. Однако, среди продуктов и услуг вашей компании есть такие, непредоставление которых в течение определенного срока обязательно повлечет крах всего вашего бизнеса - вы просто не сможете восстановиться. Многие могут указать, какие продукты или услуги являются жизненно важными, но мало кто может правильно оценить время в течение которого предприятие еще может прожить без их предоставления.

Задача непрерывности бизнеса - заранее выявить эти жизненно важные продукты и услуги, правильно установить время их максимально допустимого простоя, заранее составить планы экстренного возобновления поставки жизненно важных продуктов и услуг. Идея о том, что в критической ситуации можно спасти весь бизнес не работает на практике. В действительнрости, нужно спасти лишь то, без чего бизнес не может более существовать В условиях чрезвычайной ситуации большая часть офиса распускается по домам - остаются лишь специально обученные люди, знающие и умеющие работать в аварийной ситуации.  Руководство компании тоже переходит в режим кризисного управления, занимая специально отведенные командыне посты. Критические продукты и услуги не надо предоставлять в полном объеме - надо  непрерывно предоставлять лишь минимально необходимый объем - речь не идет о нормальной работе, речь и дет о спасении вашего бизнеса в условиях чрезвычайной ситуации. После того, как поставка критических продуктов и услуг восстановлена на минимальном уровне, надо непрерывно удерживать  это предоставление пока весь бизнс будет планомерно восстанавливаться после катастрофы., а это месяцы. Подобная оборона наиболее важных продуктов и услуг компании и есть основная цель непрерывности бизнеса.

В хорошо отлаженной схеме катастрофоустойчивости бизнеса есть четкое разделение между  управлением инцидентом (экстренным реагированием, планированием постепенного восстановления бизнеса и, собственно, восстановлением до нормальной работы) и реакцией системы управления непрерывностью (активацией планов непрерывности, экстренное возобновление поставки ключевых продуктов и услуг и их непрерывное  предоставление в аварийном режиме, пока бизнес восстанавливается после масштабного инцидента).

Ключевой фактор при этом - четкая (как в армии) схема кризисных коммуникаций и схема активации планов непрерывности бизнеса. Сами планы должны быть актуальными на момент инцидента, а действия персонала должны быть доведены до автоматизма.

Маршрутный лист

 

1. Какие критические продукты и услуги защищаем?
В какое время их надо восстановить? На каком минимальном уровне их надо предоставить?

Помните: эвакуировать персонал и быстро локализовать источник инцидента могут почти все предприятия. Однако этого слишком мало, чтобы избежать краха. Вы можете быстро и организованно покинуть офис при пожаре, но что вы предпримете в следующую же минуту после эвакуации, чтобы спасти ваш бизнес?

2. От чего защищаем? Какие есть опции предоставления этих продуктов и услуг, если недоступны помещения/ персонал/ поставщики/ технологии/ электричество?

3. Как реализовать эти опции? Как быстро восстановить и поддержать предоставление критичных продуктов и услуг? Как активировать планы аварийного предоставления?

4. Как сделать так, чтобы планы всегда были актуальны, а сотрудники знали что делать?

Важно: Помните, что анализ влияния на бизнес подразумевает вовлечение в проект высшего руководства компании. Если высшее руководство не поддерживает проект и не участвует в нем лично, такой проект обречен на провал. Вовлечение высшего руководство - официальное требование стандарта BS25999

Важно: Помните, что рассматривать надо только реальные риски. Не тратьте бюджет впустую, защищаясь от ветряных мельниц, не пишите красивых, но ненужных документов - будьте готовы к реальным опасностям. Привлекайте МЧС к проекту.

Ваша стратегия может учитывать различные обходные пути - от создания резервного склада, до закупки товаров у конкурентов и их перепродажи под вашим брендом - выберите оптимальный путь выживания

Важно: Помните, что ваши планы должны быть тщательно продуманы. Если вы решили поставить дизельные генераторы на случай отключения электричества в районе, позаботьтесь также о запасе горючего - после его выработки вы не сможете воспользоваться заправкой пока в районе нет электричества.

Важно: Помните, что тестировать планы непрерывности нужно с минимальным ущербом для основной работы компании. Устраивайте тесты в выходные дни, тестируйте ваши планы по частям. Пользуйтесь "настольными" тестами - ваша основная задача содерать планы в актуальном состоянии, а сотрудников - в готовности.
 

Если вы не уверены, что ваш бизнес готов к чрезвычайным ситуациям, обратитесь к специалистам СТК Развитие. Мы поможем определить слабые места и подскажем, как исправить ситуацию.